Мы возвращались с выпускного вечера одной из моих дочерей. Одна из младших
сестер выпускницы, второклассница, села в автобусе рядом с классной
руководительницей старшей сестры. Учительница дружелюбно улыбнулась ей и
сказала:
"Возможно, я буду и твоей учительницей. Что бы ты хотела у меня
попросить?"
"Я... я хотела бы, чтобы учительница не писала мне 'отлично' рядом с
домашним заданием", - смущенно пробормотала девочка, обращаясь к взрослому
в третьем лице, как требует этикет уважения к старшим системы школ "Бейт
Яаков".
"Не ставить тебе 'отлично'? Почему?!" – пораженно переспросила
учительница.
"Потому, что учительница пишет ручкой", - пояснила дочка.
И тут до учительницы дошло...
Этот восьмилетний ребенок, как и тысячи его сверстников из многодетных
семей, тратит неделю из своих летних каникул на стирание ластиком в учебниках карандашных
записей, сделанных в течение учебного года. Этими учебниками будут пользоваться
его младшие братья и сестры – если повезет и Минпрос не выпустит очередную
"мегадуру" (пардон, переиздание) этого учебника, которое изменит
содержание книги на пару строк, но заставит родителей заплатить очередной
полтинник за 100-150 – страничную "раскраску" на добротной цветной
бумаге, которая по замыслу своих создателей в конце учебного года должна
полететь в помойку. Многодетная семья не может позволить себе такой роскоши –
тратить каждое лето под 1000 шекелей на новые учебники, притом что предыдущий
ребенок по такому же учебнику только что отучился. Вот и сидят четверо-пятеро
школьников за большим салонным столом несколько дней подряд, вычищая ластиком
все записи из обреченных на бесславную гибель книг.
"Я... обещаю тебе не писать в твоей книге ручкой", - отвечает
учительница ребенку, и в ее глазах стоят слезы.
*************
Во все эпохи рассеяния народы мира обращали внимание на еврейскую ученость
и, по-современному выражаясь, "высокий IQ". Многие правители европейских и азиатских
стран имели среди своих ближайших советников еврейских мудрецов. Несомненно, мы
обязаны этим привычке к углубленному изучению талмудических дискуссий,
развивающих логику и абстрактное мышление, а также 100% -й грамотностью (среди
мальчиков) и отношению к знаниям и учебе как к религиозной обязанности на
протяжении всей нашей истории.
Но в современном Израиле происходит что-то странное...
По отчету Центра Тауба о состоянии среднего образования в стране на 2014
год, успеваемость израильских школьников – одна из самых низких среди
западных стран: 24-е место из 25 (хуже только Словакия). Особенно плохие
результаты – в начальной школе. Одной из причин центр Тауба считает дисциплину:
в классах с хорошей дисциплиной уровень успеваемости был заметно выше.
От чего зависит дисциплина? От авторитета преподавателей. Его нет.
Авторитет преподавателей, как и авторитет родителей и вообще – старшего
поколения, появляется из привитой ребенку с самого раннего детства идеи, что
старшие знают больше, чем он, и что с возрастом человек приобретает мудрость и
глобальное видение. Традиционное еврейское мировоззрение, основанное на
заповедях из Торы "почитай отца и мать", "матери и отца
страшись", "вставай перед сединой", "по закону, который
укажут тебе [старцы твоего поколения], поступай", воспитывает ребенка
именно в этом ключе. Ребенок приучается к тому, что папа и мама достойны
уважения больше, чем он сам, а бабушка и дедушка – еще больше, ведь они ближе к
Истокам, к мудрости древних.
Современное секулярное общество сбросило с себя "обузу" почитания
старших и превратило старшее поколение в "пережиток прошлого", обременительный
балласт, предмет насмешек или в лучшем случае – снисхождения (в одной
израильской газете недавно встретила такое определение человека предпенсионного
возраста: "гнилой банан"). Хозяева мира – молодежь. Откуда же взяться
авторитету преподавателей? Ведь они теперь – не носители Истины, а
обслуживающий персонал, что-то типа гувернеров в помещичьей России.
Соответственно меняется и отношение самих учителей к своей – когда-то священной
– работе.
Учитель встречает в школьном коридоре
плачущего ученика.
- Мальчик,
почему ты плачешь?
- Мне сейчас сказали, что я должен буду
торчать в этой школе до 18 лет!
- Нашел о чем плакать! Я должен буду
торчать здесь до 68 лет...
Однако, я хочу заострить внимание на другой причине этой катастрофы, на мой
взгляд, не менее важной. Это отношение к книге как к источнику знаний.
На протяжении тысячелетий книга была священным предметом в доме еврея.
Далеко не у каждой семьи были книги; те, кто имели их, хранили их как зеницу
ока многие поколения. Люди рисковали жизнью, чтобы вынести свиток Торы из
горящей синагоги. Если в доме начинался пожар, то первым делом выносили святые
тексты, и только потом – еду и необходимые предметы обихода.
Сейчас в Израиле дети учатся по одноразовым учебникам. В книгах, которые
стоят немалые деньги, ученики пишут, наклеивают и вырезают картинки,
раскрашивают графики и пр. В конце учебного года книга на глазах у ребенка
летит в помойку, а следующему ребенку покупают новую "раскраску".
Будет ли ребенок ценить знания, полученные таким образом?..
Единственная область знаний, где оправдано применение одноразовых учебников
– это обучение ребенка письму (прописи для первого класса). Такие прописи
должны соответствовать своему одноразовому назначению: печататься на бумаге
минимально приемлемого качества, не быть цветными, не содержать крупных
рисунков, увеличивающих без нужды количество страниц, и пр. Учитывая специфику
иврита (изучение алфавита с четырьмя основными огласовками), это могут быть
четыре тетрадки, каждая из которых себестоимостью максимум 5-7 шекелей. Все
остальные учебники должны быть полноценной книгой, к которой преподаватель на
уроках и родители дома смогут воспитывать у ребенка уважение: учить обращаться
с книгой, беречь ее, уважать передаваемые ею знания. А письменные задания
ребенок может выполнять в копеечных тетрадках.
Маразм: в учебнике по математике для 4-го класса на
целый разворот качественной цветной бумаги размером почти А-4 – всего 9
арифметических примеров: 6 на странице слева и 3 на странице справа. Как будто
в мире не существует тетрадок в клеточку, или десятилетний ребенок не в
состоянии переписать туда пример!
Книга по природоведению для 3-го класса. Размер А-4,
шикарная лощеная бумага, великолепные цветные фотографии. В этой одноразовой
раскраске для миллионеров, которую покупают за "свои кровные" из года
в год простые израильтяне, детям предлагается письменно отвечать на вопросы,
рисовать рядом с изображенным цветком предмет, который этот цветок напоминает,
и пр. В конце учебного года плод труда целого коллектива ботаников, биологов,
фотографов и педагогов отправится в мусорный бак.
Неужели наша страна так богата на леса, что может позволить себе ежегодно
выбрасывать в мусор десятки тысяч полноценных, практически новых книг?! Неужели
израильтяне такие богачи, что им ничего не стоит потратить лишние несколько
сотен шекелей в год на учебники-раскраски? И самое главное: неужели нам
настолько наплевать на интеллектуальное будущее нашей нации, что мы как будто
специально прививаем нашим детям отношение к источнику знаний как к чему-то не
имеющему ценности?
В последние годы Минпрос предпринимает "титанические усилия" для
того, чтобы удешевить для родителей начало учебного года. В 2012 г. стартовала
расширенная форма государственной программы по обмену учебниками – "Сальсела"
("Корзина"). Согласно программе, родители будут уплачивать ежегодно
так называемый "родительский взнос" на приобретение учебников,
утвержденный Комиссией Кнессета по образованию – до 280 шек. для начальной
школы и до 320 шек. для средней и старшей школы; то есть, семья, имеющая 3-4
детей школьного возраста, будет тратить на учебники, как и раньше, более 1000
шек. в год – и даже больше, потому что, если раньше хоть некоторые учебники
(история, иудаизм, атласы...) старшие дети могли "передать по
наследству" младшим, то теперь каждый ребенок в конце учебного года обязан
сдать все не-одноразовые учебники, которыми он пользовался, в школьную
библиотеку, чтобы в следующем году ими могли воспользоваться другие ученики. А
основная масса учебников, особенно в начальной школе, остается одноразовыми, то
есть, в дополнение к "родительскому взносу" на библиотеку родители
должны будут потратить еще 150-200 шек. на приобретение одноразовых учебников.
Тем не менее, на родительских затратах, вырастающих минимум на треть,
финансирование гениальной программы Минпроса не заканчивается. На ее реализацию
в 2012 году выделено 100 миллионов шекелей (!) – на эту сумму Минпрос обещает
оказать помощь школам в приобретении начального запаса книг для библиотеки. Эти
деньги будут распределяться дифференцированно – в зависимости от "индекса
эффективности" школ (то есть, школы, в которых успеваемость выше – а это обычно
школы центра страны, где живут и более обеспеченные граждане – будут получать
от государства большее субсидирование на учебники, чем более слабые и бедные школы
периферии). Кроме этого, ежегодно на поддержание школьных библиотек будет
выделяться еще по 20 млн. шек. Остается только недоумевать, куда и зачем идут
эти деньги, если учебники как оплачивались полностью из родительского кармана,
так и оплачиваются.
Зато под новую программу Минпроса создан очередной новый отдел этого
министерства – "для облегчения
работы педагогических кадров и обеспечения логистической поддержки школам".
Что ж, наверное, это действительно нужно для новой программы. И для решения проблемы
безработицы в стране.
Отдельно нужно отметить еще один фактор, который сводит на нет даже тот
минимум пользы, которую могли бы принести школьные библиотеки учебников –
постоянные переиздания и переиначивания учебной литературы. Только за время
учебы моих старших дочерей школьные учебники по математике (!) изменились
дважды. Что может измениться в математике? В математике-то ничего, но в
Минпросе меняется много чего и очень часто. И сразу отражается на содержании
учебников. А ведь школа не может каждые пару лет менять библиотеку. Это по
логике. А в реальности – меняет. Куда она денется?
Алогичность происходящего со школьными учебниками не может не навести на мысль,
что это кому-то выгодно. Кому именно – тоже понятно: издательствам, получающим
государственные заказы от Минпроса. Кто-то слышал, чтобы эти издательства выбирались
на конкурсной основе? А ведь страна "потребляет" ежегодно более 2000
(!) наименований учебников и учебных пособий, которые издаются стотысячными
тиражами и фактически навязываются потребителю, проходя от печатного станка до
рук ученика через несколько этапов перекупки и наценок. Как человек, имеющий
некоторое отношение к изданию книг, я могу засвидетельствовать, что цена
одного одноразового учебника в мягкой обложке может в 2-3 раза превышать
себестоимость средней толщины книги в коленкоре с золотым тиснением. И это
еще без учета огромных тиражей, которые сводят себестоимость книг почти до
себестоимости бумаги и чернил!
Что можно сделать?
Вместо неуклюжих попыток ограничить конечную стоимость учебников
государственными ценами, которые по понятным причинам будут самыми высокими из
возможных, и бессмысленных денежных вливаний в прорву одноразовой печатной
индустрии Минпрос должен воспользоваться своими полномочиями и провести
следующие реформы:
1. Запретить любые одноразовые учебники и учебные пособия, кроме прописей
для первого класса. Уже одно это удешевит корзину учебной литературы для
младшей школы более чем в два раза, потому что объем учебников и соответственно
их себестоимость резко уменьшатся после удаления из них места на решение
примеров, ответы на вопросы и выполнение других заданий прямо в книге; а сами
книги, ставшие многоразовыми, пополнят школьную библиотеку и будут не
покупаться, а браться в аренду учащимися за несколько шекелей в год.
2. Запретить изменять учебники и школьную программу чаще чем раз в 5-6 лет.
За этот срок учебник как раз придет в негодность от постоянного использования и
окупится "арендной платой" родителей, составляющей на данный момент по
программе "Сальсела" 6 шек. в год (данные по нашей школе).
3. Обязать издателей учебников продавать книги напрямую конечным
потребителям – родительским комитетам или библиотекам школ. Торговля учебниками
и их перепродажа с наценкой должна быть запрещена.
4. Что действительно стоит контролировать, так это прибыли издательств,
выпускающих учебную литературу. Тут должно сказать свое слово антимонопольное
законодательство. Возможно несколько вариантов решений: ограничение процента
прибыли, поиск наиболее дешевых издателей на конкурсной основе, распределение
государственных заказов между несколькими издательствами (например, по областям
– для снижения затрат на транспортировку книг) и т. п.
Ну а что делать простому гражданину, пока Минпрос предпочитает заниматься
идеологическим диктатом, а не удешевлением учебников?
Могу порекомендовать только то, что делает моя семья: воевать с
одноразовыми учебниками доступными нам средствами. Не писать в них цветными
карандашами и ручкой, не раскрашивать фломастерами, не резать – делать все
возможное, чтобы книга сохранилась для еще одного ученика. Пусть даже это будет
ребенок из другой семьи. И дело тут даже не в финансовых трудностях – в конце
концов, каждая семья может изыскать средства для покупки учебников за счет
чего-то другого. Дело в принципе. В моей семье одноразовых книг не будет. Мои
дети растут и воспитываются на принципах уважения к знанию и его носителям,
будь то люди или книги.
А Ваши?
Ой, мама...ты проснулась? А у нас школа учебники пользованные продает по дешевке, а в конце года можно сдать и получить какой то возврат. Вы себя просто позиционируете как миллионеры, мне, например, не хватит средств купить квартиру в Иерусалиме и оплачивать там муниципальный налог.
ОтветитьУдалитьНу и самое последние, по поводу авторитета преподавателя-в этой стране авторитета просто быть не может т.к. преподаватель не имеет права ни не что ...не повысить голос, не выставить из класса и не тем более ударить...преподаватель дорожит рабочим местом, ведь ему надо кормить детей, а сделай он что то не так-все, не просто уволят, а можно поставить крест на карьере в сфере образования.
Я помню как один мой знакомый шел устраивать скандал, за то, что его опоздавшего сына не пустили в класс, на первый урок...Он очень возмущался тем, что он платит деньги за обучение, а не за то что сын будет целый час стоять под дверью... Как в такой обстановке быть преподавателю?
То, что в "хедерах" родители платят за обучение как за университет - это просто вешалка. Школы "Бейт Яаков" получают финансирование 75% и плата за обучение 400 шек. в год - как в государственных школах, а "хедеры" получают финансирование 55% и плата за обучение в 20 раз больше. Разница в 20% гос. финансирования не может давать такую разницу в оплате обучения. Где бы узнать, на что идут эти деньги?
ОтветитьУдалить