четверг, 21 января 2016 г.

Осторожно: секта!

В последнее время СМИ активно обсуждают законопроект, поданный еще летом прошлого года, направленный против "деструктивных сект". Утверждается, что на сегодняшний день на территории Израиля действует около 90 различных сект, и их количество неуклонно растет. При этом власти, столкнувшись с сектой, не обладают как правило никакими юридическими инструментами, чтобы прекратить деятельность секты, наказать ее организаторов и оказать необходимую помощь (социальную и не только) ее жертвам.

Интересно отметить, что большинство членов сект – люди с высшим образованием, выросшие в благополучных, "нормативных" семьях. Что толкает их в секту? Можно предположить, что главными факторами являются глубокая внутренняя духовная работа, неприятие действительности, в которой в реальности находится человек, и бегство от этой действительности. В некоторых случаях – просто поиск правды или лучшей жизни.

При всем разнообразии сект, между ними много общего. Во многих сектах отмечается таинственность и ритуальность, специфика одежды и внешнего вида, жизнь коммуной или замкнутой общиной, разрушение семьи (это выражается и в разрыве связей с биологической семьей, и в ненормативных семейных отношениях внутри группы), вера в сверхъестественные способности или великое предназначение (как правило, и то, и другое) лидера секты, его тоталитарная власть, глобальные обещания и заверения участников в их "великой миссии" и в том, что участие в группе принесет им невероятное благо.

Законопроект, предложенный группой депутатов, решает главную задачу правоохранительных органов в их борьбе с сектами – дает возможность наказать (тюремным заключением на 10 лет) главу секты даже в случае, когда за ним лично не числится никаких доказанных уголовных преступлений (которые, если они имеются, как правило, совершаются его помощниками или рядовыми членами секты), и таким образом во многих случаях разрушить секту, держащуюся только на тоталитарной власти лидера. Кроме этого, законопроект позволяет конфисковать имущество секты и ее лидера, ограничить деятельность членов секты, объявив их требующими опекунства (т. е. фактически недееспособными) и пр.

При всей актуальности, законопроект о сектах представляется недоработанным и даже потенциально опасным. Судите сами.

Манипуляции сознанием

Одним из центральных аспектов определения секты, как оно дается в законопроекте, является осуществляемая лидером или управляющей группой секты манипуляция сознанием членов этой группы. Людям внушаются определенные идеи, ради которых они становятся готовы изменить свое поведение. Распространено мнение, что лидеры сект пользуются для достижения своих целей гипнотическими техниками, но это доказано косвенно лишь в очень малом проценте случаев (собственно, такое обвинение вообще практически не доказуемо), а харизматичность и влиятельность – это не "статья".

Таким образом, любая группа, в которой осуществляется манипуляция сознанием членов группы, потенциально подходит под определение секты. Но помилуйте, манипуляцией сознанием кто только в наше время не занимается! Включите телевизор, послушайте радио.

Самый крупный манипулятор сознанием в современном мире – это государство, особенно если у него есть собственные СМИ. К тому же, граждане государства – несомненно "члены группы", имеющие харизматичного лидера и команду его помощников, содержащие "совместное хозяйство", уплачивая ради этого грабительские налоги. Для полного определения секты не хватает только одного: преступного компонента деятельности. Но стоит взглянуть на отчеты госконтролера, на стопки полицейских "дел", заведенных на чиновников верхних эшелонов власти, на коррупционные скандалы и пр. – и пазл сложился. Самая настоящая деструктивная секта. Каждому гражданину – по опекуну!

Самый опасный манипулятор сознанием – это рекламные агенства. Причем уж они-то действительно пользуются на научной основе самыми современными техниками психо-воздействия, как правило с преступной целью вымогательства денег (а как иначе определить провоцирование человека на расходы, которые минуту назад не приходили ему в голову?). Есть виды рекламы, на воздействие которых человек косвенно дает свое согласие, включая, например, телевизор или заходя на определенный сайт (чем не группа?), а есть и такие, которые манипулируют сознанием жертв даже без косвенного согласия последних (уличная реклама, например).

Самый активный манипулятор сознанием – это система образования, школы. Самый авторитарный манипулятор сознанием – это родители несовершеннолетних детей. Самый радикальный манипулятор сознанием – это идеология, в том числе религия. Самый властный манипулятор сознанием – это армия.

Ну и что на фоне этого остается на долю какого-нибудь мелкого "секс-гуру" или каббалиста, с трудом собравшего вокруг себя несколько десятков человек?..

Свобода идеологии и вероисповедания

Одна из базовых ценностей демократии – это "свобода совести", то есть, свобода идеологии и вероисповедания. Человек в демократическом обществе имеет полное право верить во все, что захочет, в том числе – в то, что он или его группа спасают человечество, или представляют идеальную семью, и т. п. В частности, знаменитая история с "секс-гуру" Гоэлем Рацоном, которая продолжалась на виду у всех СМИ и правоохранительных органов почти два десятка лет, доказывает, что в демократическом обществе даже явно деструктивную секту очень сложно объявить "незаконным объединением".

Но не нужно ударяться и в другую крайность. Согласно определению секты в новом законопроекте, можно арестовать и посадить на 10 лет любого хасидского адмора и любого харизматичного политического лидера, в группе или партии которого кто-либо на регулярной основе совершал уголовные преступления (даже без ведома лидера). Лидер автоматически объявляется ответственным за все правонарушения, совершенные членами своей группы. Даже если речь идет об очень тоталитарной группе, это представляется по меньшей мере преувеличением, ведь члены секты (по крайней мере, взрослые) как минимум сами выбрали стать членами этого объединения, и каждый из них несет ответственность за свои поступки.

Кроме того, не совсем понятно, что считать "преступлением" или "жестокостью" по отношению к членам секты. Судя по ссылкам, указанным в законопроекте, к такого рода "компромату" относится и угроза компрометации, и оказание влияния на малолетнего с целью обратить его в свою религию, и совершение церемоний обращения в религию малолетних. То есть, если в семье израильтян мама-нееврейка решила сделать "гиюр" и хочет, чтобы ее ребенок тоже рос евреем, то консультирующий ее раввин по этому определению может попасть за решетку как руководитель деструктивной секты. При этом, скажем, ношение женщинами на головах черных мешков, проживание целой общиной в нищете (на социальные пособия) из идеологических соображений, прославление террористов, миссионерство в учебных заведениях и общественных местах, миссионерство среди беспомощных новых репатриантов и т. п. ни "преступлением", ни "жестокостью" не считается.

Свобода личности

По новому законопроекту, любой член секты, который признан социальными службами "находящимся под влиянием", может быть лишен права распоряжаться своим имуществом и своими детьми. Ему назначается "попечитель", как недееспособному. Но член секты – это не сумасшедший. Кто сказал, что каждый человек, у которого есть какие-то "твердые убеждения", не может растить своих детей и распоряжаться своим имуществом? Еще несколько десятков лет назад наличие "твердых убеждений" было прививаемой обществом нормой и предметом гордости. Где граница между убеждениями человека и результатом влияния, и можно ли в принципе провести такую границу? А если твердой границы нет – то кто будет решать в каждом конкретном случае, забирать ли у человека детей и банковский счет? Социальная работница? И на основании каких критериев – доносов?

И вообще, кто и кому дал право решать, что такие-то убеждения деструктивны, а другие нет? Для одних деструктивно ходить в 30-градусную жару в черном лапсердаке, для других деструктивно ходить по городу в красных семейных трусах. Мне, например, кажутся деструктивными убеждения доброй половины членов нашего парламента. И что, всех под опекунство?

Кроме этого, законопроект позволяет конфисковывать имущество секты и личное имущество ее лидера. На каком основании, если не доказано, что оно нажито преступным путем? Если это добровольные пожертвования членов секты или сочувствующих, почему их должно получить государство?

Еврейский ответ

Из отчетов различных социальных служб хорошо видно, какие именно категории людей составляют "группу риска" на попадание в секту: это люди, стоящие "на перепутье" (закончившие какой-то период своей жизни и еще не начавшие другой), имеющие склонность к праздному существованию, вполне допускаемому существующей в стране системой социальных пособий или помощью состоятельных родственников, и находящиеся в процессе активных духовных исканий.

Если бы наши парламентарии заглядывали в еврейские источники, такие как, например, трактат Гемары "Пиркей авот" ("Поучения отцов"), то они бы знали, что лучшее "лекарство" от таких вещей, как деструктивные секты и прочие социальные преступления, по крайней мере для евреев – это сочетание регулярного изучения Торы и производительного труда ("Пиркей авот" 2:2). Человек, находящийся в духовных поисках, обязательно попадет под влияние какого-нибудь шарлатана, если только он не знает четко из первоисточников, что от него ожидает Всевышний на самом деле, в чем заключается его "служение" в этом мире. Это знание каждый еврей может получить, регулярно изучая Письменную Тору и Галаху (а не каббалу, особенно в ее современном виде). Что же касается производительного труда, то он "уравновешивает" интенсивную духовную работу, не дает человеку "уйти от мира" в мир абстракций и фантазий. Кроме этого, труд дает зарплату, финансовую независимость, исключительно важную для независимости ментальной и психической. Сочетание этих двух факторов дает твердую идеологическую базу и психическую устойчивость – самую надежную "прививку" против сект.

Одна из основополагающих идей, прививаемых Торой – это личная и безоговорочная ответственность каждого за свои поступки (с возраста "бар-мицвы"). В иудаизме, в отличие, например, от христианства, все должны учить Тору и разбираться, как правильно себя вести. Человек же часто склонен сопротивляться этому, искать, на кого бы свалить ответственность (помните – "среда заела"?). Некоторых это приводит в авторитарные секты, где за них думает и решает "гуру". И вот наше государство, вместо того чтобы поддержать Тору в этом важнейшем вопросе, берет на себя функции подавления ментального закрепощения "сверху", при помощи репрессивных мер. Но ведь это то же самое снятие ответственности с индивида, та же авторитарная секта! Которая в перспективе может стать деструктивной, деструктивнее любого харизматика. Мы-то знаем, каково жить в государстве, осуществляющем контроль над мыслями!


На мой взгляд, государство не должно заниматься репрессиями против сект (кроме случаев откровенной уголовщины, которые оно может пресекать и без нового закона). Максимум того, что оно может сделать – это выбить почву из-под ног самой тенденции, исправить негативные явления, находящиеся в ведении государства (в частности, поощрение безделья), которые способствуют распространению сект.

7 комментариев:

  1. "Человек, находящийся в духовных поисках, обязательно попадет под влияние какого-нибудь шарлатана, если только он не знает четко из первоисточников, что от него ожидает Всевышний на самом деле, в чем заключается его "служение" в этом мире. Это знание каждый еврей может получить, регулярно изучая Письменную Тору и Галаху (а не каббалу, особенно в ее современном виде)."

    А почему только Танах и галаха ? Есть же еще Агада Талмуда, Мидрашим, разнообразные труды Ришоним и Ахароним по ашкафе, раскрывающие детально те идеи, которые очень скупо (часто даже намеком)излагаются в Танахе.

    Вот как раз если человек не изучает все вышеизложенное, это легко может толкнуть его к сектантам, которые заполнят пустую голову неофита, стремящегося сформировать целостное мировоззрение (иначе зачем он идет в секту?), своей белибердой.
    Отсутствие целостного торанического мировоззрения делает человека легкой жертвой "манипуляторов от религии"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я говорю о людях начинающих, как правило даже светских. Дай Б-г, чтобы они учили хотя бы Танах и галаху, хотя бы по Сефер Хинух.

      Удалить
  2. "Это знание каждый еврей может получить, регулярно изучая Письменную Тору и Галаху (а не каббалу, особенно в ее современном виде)."

    Не совсем понял, причем здесь Каббала.

    Если речь о том, что начинать нужно не с усиленного изучения Каббалы, а с Талмуда, Шулхан Аруха и базовых книг по ашкафе, то согласен. Каббала в отрыве от остального иудаизма - это обман.Это, в общем, банально.

    Если же речь о том, что Каббалу (именно те книги, которые принято считать книгами по Каббале сейчас)изучать не нужно вообще и вроде как достаточно учить Танах и Талмуд (плюс те немногие значимые книги по ашкафе, которые написаны совершенно без влияния Каббалы), тогда простой вопрос: "А причем тут тогда (мейнстримный) иудаизм?" Тот самый, который нужно приводить в пример потенциальным жертвам сектантов ?

    Нормальный религиозный еврей сегодня - это человек, изучающий хотя бы некоторые книги, содержащие базовые каббалистические идеи (в различных формах).

    Уважающий себя литвак должен изучить как минимум "Нефеш а-Хаим" (Шулхан Арух по ашкафе, как иногда называют эту книгу).

    Уважающий себя хасид должен изучить хотя бы несколько базовых книг по хасидуту, наиболее значимых в его общине (Тания, Сфат Эмет, Ликутей Моаран - наиболее яркие примеры).

    Сефард будет изучать Зогар, ну или как минимум - Бен Иш Хай или подобные книги.

    Вязаные кипы с удовольствием учат все вышеизложенное, плюс хотя бы некоторые книги Маараля из Праги, Рамхаля и, конечно, р. А.-И. Кука.

    И это - в рамках "программы-минимум".

    Собственно, даже в галахических книгах нет-нет да и попадаются каббалистические идеи - ведь многие ведущие поским одновременно были знатоками Тайной Торы.

    Общий вывод: противопоставлять друг друг "хорошую" галаху и "плохую" Каббалу нет смысла - в реальном иудаизме это части единого (при этом чрезвычайно гармоничного!) целого.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я имела в виду как раз то, о чем Вы говорите вначале - каббалу в отрыве от остального иудаизма. Особенно от ашкафы и галахи.

      Удалить
  3. "Если бы наши парламентарии заглядывали в еврейские источники, такие как, например, трактат Гемары "Пиркей авот" ("Поучения отцов"), то они бы знали, что лучшее "лекарство" от таких вещей, как деструктивные секты и прочие социальные преступления, по крайней мере для евреев – это сочетание регулярного изучения Торы и производительного труда ("Пиркей авот" 2:2)."

    Насчет регулярного изучения Торы - согласен, а вот с "производительным трудом" все не так однозначно...

    Я уже писал ранее про наличие различных интерпретаций этих слов Хазаль. Но можно подойти к вопросу и с другой стороны - рассмотреть фактическое положение вещей.

    Разве, например, литваки (у них минимальный процент работающих среди всех харедим)более склонны к сектанству, чем сефардские харедим (у которых % работающих очень высокий для харедимного сообщества)или хасиды (у них % работающих выше, чем у литваков)?

    Согласитесь, что этого мы не видим, а если и видим, то скорее обратное.

    Ситуация в нееврейском (леавдиль) мире также показывает, что наличие работы отнюдь не мешает людям верить во всякую суеверную ахинею, подпадать под влияние сект, даже с совсем уж идиотской идеологией, а также "внесектарных" шарлатанов-экстрасенсов (по сути, духовных родичей вожаков сект).

    Просто нет никакой очевидной связи, кроме как в случае, когда неработающий сектант материально зависим от секты.

    Неработающий учащийся литовской ешивы, ИМХО, куда лучше защищен от влияния сектантов, чем просто "среднестатистический израильтянин с кипой на голове". Хотя бы потому, что в ешиве (нормальной) стараются защищать людей от влияния сектантов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буквально сказано следующее: "Хорошо сочетать изучение Торы с трудом для пропитания, потому что усилия, потраченные на то и на другое, не оставляют возможностей грешить". Сектантство в данном случае - разновидность "греха", одна из очень многих.

      Удалить
    2. Это понятно, что совет сочетать изучение Торы с трудом для пропитания (в тех рамках, в которых его следует применять, т.е. для опр. группы людей и в опр. ситуациях!!!) избавляет от греха, как сказали мудрецы.

      Весь старый спор о значении этих слов - о том, что это за рамки.

      Так вот я и сказал, что эти рамки не (обязательно) включают людей, имеющих возможности (финансовые, интеллектуальные, психологические,духовные) посвятить жизнь изучению Торы, не работая.

      Это что касается евреев.

      Другим народам труд не помогает спастись от сект, т.к. "в народах нет Торы" (второго элемента)...

      Удалить