понедельник, 1 июня 2015 г.

К годовщине гибели "Альталены"

Странный мы народ. Все нормальные люди грустят, когда им грустно, и радуются, когда им радостно. А мы взяли и поделили год на отрезки: с такого-то по такое-то число нужно радоваться, а с такого-то по такое-то нужно грустить.

Вот, например, кто-то решил, что с Песаха до Шавуота нужно соблюдать некоторые законы траура. В Гемаре ничего подобного нет. Есть упоминание о том, что в этот период умерли 24 тысячи учеников рабби Акивы. Грустно, конечно. Но зачем Гемара нам об этом рассказывает? Наверное не для того, чтобы повергнуть нас в депрессию. Гемара сообщает: эти люди погибли из-за того, что "не выказывали уважение друг к другу". И вот вместо того, чтобы объявить во всех школах "Месяц взаимного уважения" (как это сделали в школе, где учатся наши дочки), еврейский народ дружно ходит нестриженым, не надевает новую одежду, откладывает свадьбы. Продолжая поливать грязью представителей других секторов, других партий и других стран исхода.

А вот после праздника Шавуот начинается радостный период, и продолжается вплоть до поста 17 таммуза. И никто не думает о том, что идея отлить золотого теленка пришла в голову "сброду" еще до 17 таммуза; смертельный голод в Иерусалиме при его осаде и вавилонянами, и римлянами начался задолго до этой даты; осадные орудия, пробившие стену Иерусалима, римляне приготовили заранее, и т. п. Все, что стало возможным 17 таммуза и 9 ава – захват Иерусалима, разрушение Храма, гибель защитников Бейтара, изгнание из Испании, падение Варшавского гетто, выселение Гуш Катифа – оказалось всего лишь завершающим аккордом процессов, созревавших и нараставших как раз в период, когда мы с таким удовольствием пляшем на свадьбах.

Почему-то именно в этот, казалось бы, "радостный" период, в один и тот же день – 15 сивана (через неделю после праздника Шавуот), с разницей в 66 лет, уже в современном нам Израиле произошло два события, между которыми я вижу странную связь...

В 1948 году, всего через 3 года после окончания Катастрофы, в этот день армия новорожденного государства Израиль в лице отрядов "Хаганы" и "Пальмаха" расстреляла безоружных евреев – сторонников "Эцель", спасавшихся вплавь с горящей "Альталены". Этот страшный эпизод стал кульминацией и кровавым финалом многолетнего странного противостояния двух групп в нашем народе, имевших одну цель, и использовавших для ее достижения – всего лишь – разные средства.

А в 2014 году, в этот же день – 15 сивана, были похищены и зверски убиты три израильских подростка: Эйяль Ифрах, Гилад Шаэр и Нафтали Френкель. Три недели Армия Обороны Израиля прочесывала метр за метром хевронские окрестности, а все евреи мира – ВСЕ ЕВРЕИ МИРА – светские, "харедим", "вязаные кипы", сефарды, ашкеназы, "русские", "американцы" и т. д., и т. п. – следили за поисками, влипнув в мониторы, всматриваясь в заголовки газет, и – молились, кто как мог...

Вот что писала в эти дни американская русскоязычная газета "Еврейский мир":

"Сообщение с просьбой молиться о спасении из рук арабских террористов еврейских мальчиков облетело весь еврейский мир. За них непрерывно молятся во всех синагогах мира. Молитву об их спасении провели посланцы ХАБАДа, десятки тысяч людей собрались на молитву у Котеля. Молитва передается, как эстафета – каждый день ее подхватывают разные еврейские общины."

(Из материала Виктории Вексельман от 16 июня 2014 г.)

Осмысливая это совпадение, пытаюсь понять: неужели для того, чтобы мы хоть на пару недель почувствовали себя единым народом и прекратили друг друга шельмовать, обзывать и обвинять во всех смертных грехах – должны были обязательно погибнуть дети?! И на сколько хватило этого единства?! Пожалуй, до конца войны в Газе...

Написано в Гемаре, что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти между евреями, и он не будет отстроен, пока эта разобщенность нашего народа не будет преодолена. Это весьма логично: невозможно создать единый и дееспособный орган кодификации еврейского закона – Синедрион, без того чтобы все евреи согласились слушать и слышать друг друга; а без Синедриона восстановить Храм и храмовую службу невозможно.

Но ведь во времена Второго Храма Синедрион существовал?

Да... И даже сыграл определенную роль в истории, которую Гемара называет поводом к разрушению Иерусалима и Храма. Это известная история "О Камце и Бар-Камце" (Гитин 55-56). В этой истории Синедрион – бездействовал. Бездействовал и тогда, когда публично оскорбляли Бар-Камцу на пиру, и тогда, когда нужно было решать, как принять испорченную императорскую жертву, и тогда, когда нужно было наказать предателя.

Мы, конечно, не знаем истинных мотивов Синедриона, но обычно бездействует тот, кто уже давно усвоил, что от его действий ничего не зависит, что их никто не воспримет всерьез. Так простой гражданин, привыкший к несправедливости в обществе, не выходит на демонстрацию и не бунтует, потому что знает: его протест никому не интересен.

Беспричинную ненависть не победить демонстрациями и правительственными директивами. Не смогут ее укротить и политические партии: они по природе своей блюдут только интересы своего электората. Ее может победить только одно - взятие духовными лидерами народа ответственности за происходящее в свои руки и полное восстановление справедливости.

Но это возможно только тогда, когда народ готов дать им такие полномочия.

Остается только задать маленький каверзный вопросик: а хотим ли мы иметь настоящих духовных лидеров, которые берут на себя ответственность?..

Может, мы предпочитаем платить религиозным деньги, чтобы они не лезли со своей Торой в общественную жизнь и не мешали нам делать то, что нам вздумается (в частности, ругать их за то, что они получают наши деньги)?

Может, мы (вслед за Бен-Гурионом) предпочитаем, чтобы "харедим" не служили в армии и не мешали нам использовать армию в политических целях, а заодно поругивать тех же "харедим" и создавать им делегитимацию за то, что они не служат в армии?

Может, нам выгодно иметь не глав поколения, а смешных декоративных старичков в доисторических костюмах, совершающих странные церковные ритуалы, чиновников Министерства религий, обнимающихся в центре Иерусалима с Римским Папой?

Хотим ли мы сами настоящее, единое духом еврейское общество?

От ответа на этот вопрос зависит, грозит ли нам еще одна "Альталена".


Комментариев нет:

Отправить комментарий