четверг, 18 июня 2015 г.

Израильское налоговое управление: "Место мужчины - в бейт-мидраше"

Что тут и говорить, парадоксы преподносит израильское законодательство.
С одной стороны, столько шума раздается на тему "тунеядства" ультраортодоксов, а с другой стороны - налоговая система устроена так, что высококвалифицированный специалист-мужчина, кормилец многодетной семьи, зарабатывает реально на тысячи шекелей меньше, чем его супруга с аналогичной квалификацией. Вот и думайте - а стоит ли вообще мужчинам работать и получать образование?

Для начала немного цифр.

По данным ЦСБ Израиля на 2013 год, в ультраортодоксальном секторе было трудоустроено 56% мужчин и 68% женщин. Показатель для женщин вызывает глубокое уважение: он всего на 11% ниже, чем среднее по стране количество работающих женщин, а ведь речь идет о многодетных матерях, большинство из которых находятся в детородном возрасте и продолжают, работая, рожать и выкармливать грудных детей, получая всего 3 месяца отпуска для восстановления после родов. Показатель для мужчин на 29% ниже, чем в среднем по стране.

Еще одна интересная цифра приводится в отчете Министерства труда и торговли (за март 2014 года), согласно которому 27% израильских работодателей не хотят принимать на работу харедимных женщин. Их можно понять: какому менеджеру хочется брать работницу, которой каждые полтора-два года нужно искать длительную замену? Получается, что если бы не дискриминация, процент занятости харедимных женщин приблизился бы к общеизраильскому, а может и обогнал бы его (согласно тому же отчету, более трети харедимных женщин, не занятых на рынке труда, заинтересованы в работе; а это как раз недостающие до общеизраильского уровня 11%).

Что же происходит с мужчинами?

Есть, конечно, фактор идеологии. Мужчина обязан учить Тору, и некоторые воспринимают это так, что он обязан не заниматься ничем, кроме изучения Торы. Этот подход, разумеется, неверен. Даже у левитов и коэнов в древности, когда они вроде бы были "освобожденными работниками идеологии", были земельные участки возле городов, которые они обрабатывали и пасли там свой скот; не говоря уже о ремеслах. Тем более, что заповедь об изучении Торы относится ко всем евреям, а не только к левитам, и трудно предположить, что Всевышний дал Своему народу заповедь, ставящую его в постоянную зависимость от других народов (особенно если вспомнить о еще одной важной заповеди - необходимости обособленного существования еврейского народа: "Ам левадад ишкон", то есть, народ должен полностью самостоятельно обеспечивать свои нужды).

Но мы сейчас не будем углубляться в идеологию и посмотрим на прагматическую сторону вопроса. Не потому, что идеология не важна, а потому, что она не находится в сфере деятельности государственных институтов.

Итак, что мы имеем?

Человек, работающий за минимальную зарплату (уборщик, чернорабочий и пр.), подоходный налог не платит.

Человек, работающий за зарплату в 7000 шек. (работник с очень низкой квалификацией или неполной занятостью), платит налог около 260 шек.; если у него есть хоть один ребенок младше 4 лет, он налог не платит.

Человек со средней по стране зарплатой брутто (около 9000 шек.) платит налог около 550 шек.; если у него есть 2 ребенка до 4-х лет, или один ребенок 2-3 лет, или это женщина с одним ребенком - налог не платят.

А дальше начинается самое интересное.

Работник с зарплатой 15 000 шек., если он мужчина, заплатит налог около 2000 шек.; а если это женщина, то она получит 0,5 льготных баллов за то, что она женщина, по одному баллу за каждого ребенка до 18 лет, еще по одному баллу дополнительно за каждого ребенка до 5 лет - итого, если у нее хотя бы 6 детей, из которых трое до 5 лет, то она налог не платит.

Работник с зарплатой 22 000 шек. брутто (скажем, программист), если это мужчина, заплатит налог более 4 000 шек.; а если это женщина с 12 детьми, из которых трое до 5 лет (вполне реальная ситуация в харедимной среде) - она налог не платит (точнее, платит чуть больше ста шек.).

На самом деле, завидовать работающей многодетной маме не нужно. Мало того, что она в большинстве случаев вынуждена бросать грудное вскармливание и оставлять малышей на няньку, мало того, что ее детей воспитывает улица - она еще и тратит из-за своего отсутствия дома гораздо больше денег, чем то, что она экономит на налогах. Она платит няньке грудного ребенка, еще одной няньке, которая в полдень встречает детей из учебных заведений и дает им обед (альтернатива - продленка, за которую тоже надо платить), платит за помощь по хозяйству, переплачивает за все, что расходует семья (не имея времени выбрать более дешевые варианты) - все это выливается в тысячи шекелей в месяц. Мне известны случаи, когда многодетная мама выходила на работу и начинала дополнительно тратить в месяц сумму, составляющую более половины ее зарплаты.

Добавьте к этому уже упомянутый факт, что почти треть работодателей не хотят брать на работу религиозных женщин, и еще один общеизвестный факт, что женщина как правило зарабатывает значительно меньше, чем мужчина аналогичной квалификации на такой же работе - и мы получим исчерпывающий ответ на вопрос, почему многодетной маме очень желательно обойтись без работы, по крайней мере вне дома.

Ну и замечательно, скажет читатель. Многодетная мама должна заниматься домом и детьми, а семью должен кормить муж. На то он и мужчина, сильный пол. Правильно?

Правильно-то правильно, но... Если многодетную семью кормит отец, а мама не работает, то эта семья теряет почти все положенные ей налоговые льготы! (Кроме одного или двух баллов на ребенка до 4-х лет, не включительно).

Получается интересная картинка: если мама работает, то семья получает налоговые льготы, но не видит этих денег, потому что они все с лихвой уходят на дополнительные траты, не связанные с обеспечением семьи; а если папа работает, то семья не получает льгот. И в том, и в другом случае семья живет за чертой бедности.

Можно, конечно, задаться вопросом: а почему государство вообще должно давать какие-то налоговые льготы на детей? Хочешь иметь много детей - паши, как папа Карло, и не рассчитывай на государство. Но факт заключается в том, что эти льготы уже есть. По 218 шек. на ребенка, причем дети до 5 лет считаются как два (436 шек. на каждого; это, опять-таки, если работает мама). И светские семьи, в которых 2-3 ребенка и оба родителя работают, с удовольствием эти льготы получают, и если зарплата обоих родителей примерно как средняя по стране - налоги не платят. Получая доход в среднем 4-5 тыс. в месяц на человека, что в 3 раза больше прожиточного минимума (и на здоровье!).

А если многодетный отец решит освободить свою супругу для занятия домом и детьми, получить хорошее образование и в одиночку зарабатывать как оба родителя из первого примера (т. е. две средние зарплаты, около 20 000 шек. в месяц), то государство отнимет у него 4000 шек. подоходным налогом, и после вычета страховок у него на счету с трудом наскребется 14 тысяч - по 1,4 тысяче в месяц на члена семьи (скажем, при 8 детях), что почти на 30% ниже прожиточного минимума!

Где еще можно увидеть такую ситуацию, когда в стране западного образца дети квалифицированного работника хай-тека видят мясо и рыбу только по субботам и праздникам? Кроме Израиля - другой такой страны нет.

Дальше - больше. После того, как эту семью законно обобрали, не дав положенных льгот на детей, начинается виток унижений - ей подкидывают какие-то подачки, как семье, не сводящей концы с концами; для получения этих подачек нужно неделями обивать пороги всяких ведомств. В приемных этих ведомств нужно выдерживать презрительные взгляды (мол., паразиты, побираться пришли, жиреете на государственных харчах!), а иногда можно попасть и под объектив досужего репортера, который с удовольствием сварганит статейку на тему "Толпы харедим, не желающих работать, парализовали нормальную работу службы социального страхования".

Вопрос: есть ли у отцов многодетных семей хоть малейшая заинтересованность получать специальность, повышать квалификацию? Ответ - нет. На пособиях можно прожить почти с таким же уровнем жизни; все равно почти все, что удастся заработать дополнительно повышением квалификации, отнимет государство. Или жить за счет жены-Пегаса (кто не знает - Пегас это лошадь с крыльями, самое замечательное определение харедимной женщины, какое мне доводилось слышать. Копирайт моей подруги).

Какое решение я предлагаю?

Оно напрашивается само собой: не привязывать налоговые льготы на детей к матери, а давать их тому из супругов, кто больше зарабатывает (или по их желанию). Глядишь - и в государственной казне больше денег появится (не только как следствие выхода тысяч людей на рынок труда и повышения уровня жизни, но и еще как следствие прекращения перекладывания денег из кармана в тот же карман с прохождением через десяток бюрократов, получающих государственные зарплаты).

P.S.
На самом деле, в Израиле есть такое понятие, как "возврат незаконно отнятых налогов". Если с момента изъятия налога прошло не более 7 лет, то мужчина может обратиться в бухгалтерию своего работодателя и попросить документы, потом пойти с этими (и другими) документами в Налоговое управление и подать запрос о возврате налогов. Не пройдет и нескольких месяцев, как ему, возможно, что-то вернут (если попадется ответственный и внимательный чиновник).

Проблема заключается в том, что 99,9% израильских работников не имеют ни малейшего понятия не только о том, что им положен возврат налогов и при каких условиях, но и вообще о том, что есть шанс, что у них что-то незаконно отнимают. Просто получают ежемесячно свою распечатку, тупо ее разглядывают, не понимая ни единого пункта, и радуются только тому, что получили на счет.

Этот факт активно используется многими адвокатскими конторами, которые рекламируют такой вид услуг, как "выбивание у государства незаконно отнятых налогов". Разумеется, за эту услугу работник платит хороший процент с полученных денег, опять-таки не имея понятия, что может сделать это сам совершенно бесплатно, просто обратившись к своему бухгалтеру.

Короче, неприятно быть лохами:))

Поздняя приписка
Как я недавно узнала, закон о возврате отнятых налогов отцам отменен около 2-х лет назад. Теперь отец вообще не имеет налоговых льгот на детей, кроме детей до 4-х лет (не включительно). Льготы получает только работающая мать; таким образом, если отец - работник с большой зарплатой, а его супруга не работает, то льготы на детей им не положены. Фактически, государство официально постановило, что обеспечение детей старше 3-х лет - проблема самки (простите, матери). Мавр сделал свое дело - мавр может уходить.

понедельник, 1 июня 2015 г.

К годовщине гибели "Альталены"

Странный мы народ. Все нормальные люди грустят, когда им грустно, и радуются, когда им радостно. А мы взяли и поделили год на отрезки: с такого-то по такое-то число нужно радоваться, а с такого-то по такое-то нужно грустить.

Вот, например, кто-то решил, что с Песаха до Шавуота нужно соблюдать некоторые законы траура. В Гемаре ничего подобного нет. Есть упоминание о том, что в этот период умерли 24 тысячи учеников рабби Акивы. Грустно, конечно. Но зачем Гемара нам об этом рассказывает? Наверное не для того, чтобы повергнуть нас в депрессию. Гемара сообщает: эти люди погибли из-за того, что "не выказывали уважение друг к другу". И вот вместо того, чтобы объявить во всех школах "Месяц взаимного уважения" (как это сделали в школе, где учатся наши дочки), еврейский народ дружно ходит нестриженым, не надевает новую одежду, откладывает свадьбы. Продолжая поливать грязью представителей других секторов, других партий и других стран исхода.

А вот после праздника Шавуот начинается радостный период, и продолжается вплоть до поста 17 таммуза. И никто не думает о том, что идея отлить золотого теленка пришла в голову "сброду" еще до 17 таммуза; смертельный голод в Иерусалиме при его осаде и вавилонянами, и римлянами начался задолго до этой даты; осадные орудия, пробившие стену Иерусалима, римляне приготовили заранее, и т. п. Все, что стало возможным 17 таммуза и 9 ава – захват Иерусалима, разрушение Храма, гибель защитников Бейтара, изгнание из Испании, падение Варшавского гетто, выселение Гуш Катифа – оказалось всего лишь завершающим аккордом процессов, созревавших и нараставших как раз в период, когда мы с таким удовольствием пляшем на свадьбах.

Почему-то именно в этот, казалось бы, "радостный" период, в один и тот же день – 15 сивана (через неделю после праздника Шавуот), с разницей в 66 лет, уже в современном нам Израиле произошло два события, между которыми я вижу странную связь...

В 1948 году, всего через 3 года после окончания Катастрофы, в этот день армия новорожденного государства Израиль в лице отрядов "Хаганы" и "Пальмаха" расстреляла безоружных евреев – сторонников "Эцель", спасавшихся вплавь с горящей "Альталены". Этот страшный эпизод стал кульминацией и кровавым финалом многолетнего странного противостояния двух групп в нашем народе, имевших одну цель, и использовавших для ее достижения – всего лишь – разные средства.

А в 2014 году, в этот же день – 15 сивана, были похищены и зверски убиты три израильских подростка: Эйяль Ифрах, Гилад Шаэр и Нафтали Френкель. Три недели Армия Обороны Израиля прочесывала метр за метром хевронские окрестности, а все евреи мира – ВСЕ ЕВРЕИ МИРА – светские, "харедим", "вязаные кипы", сефарды, ашкеназы, "русские", "американцы" и т. д., и т. п. – следили за поисками, влипнув в мониторы, всматриваясь в заголовки газет, и – молились, кто как мог...

Вот что писала в эти дни американская русскоязычная газета "Еврейский мир":

"Сообщение с просьбой молиться о спасении из рук арабских террористов еврейских мальчиков облетело весь еврейский мир. За них непрерывно молятся во всех синагогах мира. Молитву об их спасении провели посланцы ХАБАДа, десятки тысяч людей собрались на молитву у Котеля. Молитва передается, как эстафета – каждый день ее подхватывают разные еврейские общины."

(Из материала Виктории Вексельман от 16 июня 2014 г.)

Осмысливая это совпадение, пытаюсь понять: неужели для того, чтобы мы хоть на пару недель почувствовали себя единым народом и прекратили друг друга шельмовать, обзывать и обвинять во всех смертных грехах – должны были обязательно погибнуть дети?! И на сколько хватило этого единства?! Пожалуй, до конца войны в Газе...

Написано в Гемаре, что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти между евреями, и он не будет отстроен, пока эта разобщенность нашего народа не будет преодолена. Это весьма логично: невозможно создать единый и дееспособный орган кодификации еврейского закона – Синедрион, без того чтобы все евреи согласились слушать и слышать друг друга; а без Синедриона восстановить Храм и храмовую службу невозможно.

Но ведь во времена Второго Храма Синедрион существовал?

Да... И даже сыграл определенную роль в истории, которую Гемара называет поводом к разрушению Иерусалима и Храма. Это известная история "О Камце и Бар-Камце" (Гитин 55-56). В этой истории Синедрион – бездействовал. Бездействовал и тогда, когда публично оскорбляли Бар-Камцу на пиру, и тогда, когда нужно было решать, как принять испорченную императорскую жертву, и тогда, когда нужно было наказать предателя.

Мы, конечно, не знаем истинных мотивов Синедриона, но обычно бездействует тот, кто уже давно усвоил, что от его действий ничего не зависит, что их никто не воспримет всерьез. Так простой гражданин, привыкший к несправедливости в обществе, не выходит на демонстрацию и не бунтует, потому что знает: его протест никому не интересен.

Беспричинную ненависть не победить демонстрациями и правительственными директивами. Не смогут ее укротить и политические партии: они по природе своей блюдут только интересы своего электората. Ее может победить только одно - взятие духовными лидерами народа ответственности за происходящее в свои руки и полное восстановление справедливости.

Но это возможно только тогда, когда народ готов дать им такие полномочия.

Остается только задать маленький каверзный вопросик: а хотим ли мы иметь настоящих духовных лидеров, которые берут на себя ответственность?..

Может, мы предпочитаем платить религиозным деньги, чтобы они не лезли со своей Торой в общественную жизнь и не мешали нам делать то, что нам вздумается (в частности, ругать их за то, что они получают наши деньги)?

Может, мы (вслед за Бен-Гурионом) предпочитаем, чтобы "харедим" не служили в армии и не мешали нам использовать армию в политических целях, а заодно поругивать тех же "харедим" и создавать им делегитимацию за то, что они не служат в армии?

Может, нам выгодно иметь не глав поколения, а смешных декоративных старичков в доисторических костюмах, совершающих странные церковные ритуалы, чиновников Министерства религий, обнимающихся в центре Иерусалима с Римским Папой?

Хотим ли мы сами настоящее, единое духом еврейское общество?

От ответа на этот вопрос зависит, грозит ли нам еще одна "Альталена".