- Мама, я не могу! –
трагически воскликнула 11-летняя дочка, войдя в квартиру. Швырнув ранец на
стул, она тяжело опустилась на соседний. Ее губы дрожали.
- Что случилось?
- Сегодня было 2 урока
английского. Учительница зашла в класс, поздоровалась и сразу стала тараторить по-
английски. Мы пытались ей объяснить, что ничего не понимаем, но она сказала,
что таковы новые инструкции и теперь она будет говорить на уроке только
по-английски. И снова принялась тараторить. В конце урока раздала вот это, - на
стол полетела мятая бумажка с несколькими десятками английских слов. –
Единственное, что я поняла из двух уроков английского – что эти слова нужно
вызубрить к следующему уроку, будет экзамен...
Когда начинаешь вникать в то,
что происходит в израильском Минпросе, то поневоле приходит на ум российское
самодержавие. Точнее, незабываемое выражение из "Служебного романа":
"само-дура". Самодурство, доходящее до таких масштабов, что мы уже не
ощущаем, что дурим сами себя.
Буквально в последние дни
августа, за считанные часы (!!) до начала учебного года, министр просвещения
Нафтали Беннет заявил о немедленном вступлении в действие только что
разработанной им реформы преподавания английского в школах, цель которой –
увеличить число учеников, сдающих "багрут" по английскому на 5
единиц. Приближенные Беннета заявили, в частности, корреспонденту
"Мако", что Беннет надеется довести число учащихся, сдающих
"багрут" на 5 единиц, практически до 100%.
Стоимость новой программы –
десятки миллионов шекелей. Она включает сдачу "багрута" по
разговорному английскому при помощи "скайпа", дополнительный курс
разговорного английского в "тихоне", дополнительные часы предмета в 7
классе и финансирование "английских библиотек" для начальных школ.
"Каждому израильскому
ребенку нужен разговорный английский, - заявил Беннет на пресс-конференции по
поводу представления новой программы. – Это нужно для хай-тека, для экономики.
Израиль переходит на разговорный английский!" (цитата из "Едиот
ахронот").
В рамках реформы
предполагается также "улучшить уровень преподавания и
преподавателей". Возникает вопрос, как это возможно при наличии острой
нехватки школьных преподавателей английского? На данный момент в системе не
хватает порядка 500 преподавателей, и это только для привычного уровня. С
учетом того, что реформа предполагает добавление десятков учебных часов
ежемесячно в каждой школе, в дополнение к этому дефициту нужны еще сотни
учителей. Беннет предлагает вербовать их... среди иностранцев и англоязычных
арабов. Программа включает заключение контрактов со 150 зарубежными
преподавателями английского и 50-ю арабами, которые будут преподавать в
еврейском секторе.
Параллельно, повышаются требования к английскому при
поступлении в академические колледжи ("михлалот") – основные
"поставщики" израильского препсостава. Вопрос – улучшит ли это
качество нового поколения преподавателей, или только уменьшит их количество...
Минпрос рассматривает
возможность продвигать преподавание на английском других дисциплин в начальной
и средней школе. "Мы вырастим поколение, которое просто говорит
по-английски. Это наша цель", - заявил Беннет. – "Повышение уровня
изучения математики, английского и естественных наук в Рахате, Шломи, Офакиме –
самый лучший путь к уменьшению разрыва между центром и периферией".
Интересно, что будут делать дети с хорошим знанием математики и английского на
периферии, где практически нет квалифицированных рабочих мест?..
Не знаю, считает ли себя
Беннет этаким Петром Первым, решившим прошибить нашей головой окно в Европу. Но
зато я знаю очень хорошо из российской истории, сколько крови стоили петровские
реформы, и насколько бессмысленными оказались многие из них. Действительно ли
каждый израильский ребенок должен говорить по-английски? А если он и на иврите двух
слов связать не может? Зачем английский на 5 единиц девочке, которая мечтает
стать воспитательницей детского садика? Общаться с папашами-инфильтрантами, не
желающими учить язык приютившей их страны? Или с детишками
"импортных" преподавателей английского, которых собирается завезти
Беннет (разумеется, из стран "третьего мира" – кто еще согласится на
израильскую зарплату учителя?) и которые по прошествии времени получат все
права израильских граждан?
Царь Шломо, мудрейший из
людей, не зря записал в книге "Мишлей": "Ханох ле-наар аль-пи
дарко" - "Воспитывай ребенка в соответствии с его склонностями".
Так же, как бритье бород во времена Петра Первого не превратило безграмотных
русских бояр в европейскую интеллигенцию, так и завышенные требования к
изучению иностранного языка не превратят неспособных и немотивированных детей в
способных и мотивированных. А вот развить у детей комплекс неполноценности и
снизить общие показатели успеваемости – очень даже "помогут".
Советский Союз, образовательная
система которого, при всех ее недостатках, дала миру десятки гениальных
математиков, физиков и программистов, вовсе не отличался особо качественным
преподаванием иностранного языка во всех учебных заведениях. Зато в каждом уважающем
себя городе была особая "математическая школа", куда отдавали детей
семьи, мотивированные на то, чтобы их ребенок преуспел в области точных
наук. Соответственно, и дети имели мотивацию (и были достаточно развитыми),
чтобы преуспеть в этих предметах, и дисциплина на уроках была другая, и
препсостав подбирался соответствующий: учителя "от Б-га",
потомственная интеллигенция. Конечно, в идеале было бы прекрасно обеспечить
таким препсоставом абсолютно все школы, но это очевидно нереально. Поэтому
лучших учителей дали тем детишкам, которые были способны взять у них максимум
того, что те могли дать.
Дискриминация? Да. Дискриминация
– это закон природы. То, что красивые люди женятся на красивых – это тоже
дискриминация. К счастью, никому еще не пришло в голову насильственно женить
красивых на уродах, чтобы последние не испытывали дискриминации. Но навязывать
детям из "заводского района" 5 единиц английского – это явление того
же порядка. Не говоря уже о том, что это будет осуществляться однозначно за
счет запускания успеваемости по другим предметам, не менее важным.
В заключение приведем слова
наших мудрецов (Мальбим, комментарий к "Мишлей"):
"Фраза 'Воспитывай
ребенка в соответствии с его склонностями' содержит 2 повеления. Во-первых,
ребенка нужно воспитывать. Это значит, что с малых лет его нужно
приучать стремиться стать совершенной личностью, как в помыслах, так и в
делах и в качествах характера. Ведь то, к чему он приучится с детства, оставит
в нем неизгладимый отпечаток и след в душе, который не исчезнет даже в
старости. Если же человека начинают воспитывать, когда он уже взрослый, эти
усилия не принесут долговременных плодов1.
Во-вторых, нужно, чтобы
воспитание было 'в соответствии с его склонностями', потому что каждый человек
имеет от природы способности в разным областях... Есть люди с острым умом, и
есть простодушные и не слишком способные. И нужно обучать их в соответствии с
той базой, которая в них заложена. И так же в делах: есть дети со способностями
к особому искусству, или особому уровню обучения, и им это дается легко. Это
можно заметить в ребенке благодаря его интересу к определенной области,
наблюдая за тем, в чем он готов сам прилагать усилия, чтобы добиться
результата. И если строить воспитание на той базе, которая заложена в
ребенке, тогда он и в старости от него не отречется..."
Жаль, что в программу
обучения израильских педагогов (и работников Минпроса) не заложена древняя
еврейская мудрость.
1 "Взрослым" в еврейской
традиции считается ребенок с 12-13 лет (подросток).
Комментариев нет:
Отправить комментарий