В последние дни
уходящего 2019 года в Израиле была зарегистрирована новая политическая партия,
которая намерена принять участие в перевыборах в Кнессет, назначенных на 2
марта.
Создатель партии -
доктор Лариса Амир (Трембовлер), уже 20 лет почти в одиночку сражающаяся за
признание невиновным своего супруга, Игаля Амира, в убийстве премьер-министра
Израиля Ицхака Рабина на митинге в Тель-Авиве 4 ноября 1995 года.
Игаль Амир не отрицает,
что совершил преднамеренное покушение на премьер-министра. Однако в том, что
Рабин погиб именно от его пули, есть сомнения, основанные на нестыковках в
доказательной базе и непринятии следствием к рассмотрению иных версий события.
Игаля Амира приговорили к пожизненному заключению в тяжелейших условиях, каких
не "удостаивается" самый опасный рецидивист и террорист (24 года в
одиночной камере, из них 11 лет - в каменном мешке без окна и даже без соседей
за стенкой; отказы в свиданиях с близкими, лишение связи с внешним миром и
проч.). Подобные условия содержания заключенного во всем цивилизованном мире
признаны пыткой и запрещены, потому что их очевидная цель - сломить психику
заключенного и укоротить его жизнь.
В дополнение к этому, в
декабре 2001 года по инициативе партии МЕРЕЦ был принят специальный
персонализированный закон, фактически запрещающий президенту страны давать
помилование (то есть сокращение срока) "убийцам глав правительств", в
отличие от любых других преступников, отбывающих пожизненное заключение.
Разумеется, никто никогда не отрицал, включая инициаторов закона, что он
направлен против одного-единственного человека - Игаля Амира; в обществе он так
и называется - "Закон Игаля Амира". Таким образом, закон
общепризнанно предвзят и антидемократичен, и тем не менее за почти 20 лет ни
один политик не высказался за его отмену.
Увы, ситуация вокруг
Игаля Амира - не "личная проблема" данного заключенного и его семьи.
Ситуация, при которой в демократической стране человек, в чьей виновности есть не голословные сомнения, заключен пожизненно в тюрьму в нечеловеческих по
жестокости условиях, а опаснейшие террористы-рецидивисты, осужденные на
несколько пожизненных сроков за убийство многих людей, защищают в тюрьме
академические степени израильских университетов и получают досрочное освобождение
(пример - Самир Кунтар, разбивший прикладом голову 4-летней девочке после того,
как застрелил ее отца; этот подонок, получив в израильской тюрьме первую
степень по социологии, был амнистирован в 2008 г. президентом Шимоном Пересом)
- эта ситуация
касается непосредственно каждого израильского гражданина. Нам фактически
диктуют, кого панически бояться, а с кем дружить и вести диалог, утирая
кровавые сопли. Нас убеждают в том, что документы и свидетельства ничего не
значат в глазах следствия, а самообвинение отменяет презумпцию невиновности.
Нам предлагают на многомесячное "обсасывание" раздутые из ничего
"дела" одних политиков и отказывают в расследовании против других
политиков, вызывающих серьезные подкрепленные фактами подозрения. Эта ситуация
невыносима, и многие не намерены ее терпеть.
Как это часто случалось
в истории еврейского народа, в ситуации, когда "сильная половина"
нашего народа занята глубокой самообороной и депрессивными поисками виноватого,
за дело берется слабая женщина.
Лариса Амир осознает,
что ее шансы пройти в кнессет невелики, и ставит основной целью выхода на
политическую арену своей партии снятие "табу" на публичное обсуждение
темы убийства премьер-министра Рабина и "особого отношения" к
заключенному Игалю Амиру. Неготовность властей к диалогу по "делу"
Амира невольно наводит на мысль о тайне, настолько страшной для определенных
кругов, что малейшая попытка публично затронуть эту тему вызывает у них
настоящую истерику, а имя Игаля Амира если и упоминается, то исключительно с эпитетом
"а-роцэех а-метуав" ("гнусный убийца" - как будто все
остальные убийцы, в том числе убийцы младенцев и беременных женщин, не могут
сравниться с ним в гнусности). Но любая тайна рано или поздно начинает
интересовать широкую общественность, особенно если за ней тянутся, как
щупальца, последствия, имеющие прямое отношение к событиям наших дней.
В ситуации, когда
популярный израильский профессор с международным именем, Мордехай Кейдар, чуть
не лишился кафедры за одно только публично высказанное сомнение в виновности
Игаля Амира, поступок Ларисы достоин награды за социальное мужество.
Как уже было отмечено,
Лариса и ее соратники не ставят своей целью любой ценой
попасть в кнессет. Партия "Мишпат
цедек" ("Справедливый
суд"), которую они создали, в первую очередь намерена повлиять на
общественный дискурс, вынести на повестку дня вопросы и проблемы, которые
другими политиками, даже очень правыми, до сих пор рассматривались в лучшем
случае как второстепенные или вспомогательные.
В последнее время,
особенно с началом эпопеи перевыборов, чувство, которое ведет многих израильтян
на избирательные участки - это ненависть. Ненависть к Биби, ненависть к
"харедим", ненависть к поселенцам, ненависть евреев к арабам и арабов
к евреям. Ненависть зашкаливает в социальных сетях, люди готовы идти на жертвы,
на отказ от своих интересов, только чтобы сделать хуже другим. Такого кошмара
израильское общество не переживало, кажется, со времен Камцы и Бар Камцы (герои
истории из Талмуда, о которой сказали наши мудрецы, что "из-за беспричинной
ненависти был разрушен Второй Храм"). Но люди не могут долго жить в
ненависти. Им хочется позитивного посыла. Они хотят продвигать политиков,
которые не станут тратить 90% эфирного времени на ругню и обвинения оппонентов.
Таким политиком может стать Лариса Амир, которой не движет стремление кого-то
"прижать к ногтю", получить от общего пирога кусок, отнятый у других.
Она выражает интересы абсолютно всех граждан страны - правых и левых,
религиозных и светских, евреев и арабов. Справедливость и нелицеприятность
правоохранительных органов, равенство всех граждан перед законом нужны всем
гражданам, без этого общество просто не может существовать.
* * *
Верховный суд и
подчиненная ему разветвленная система судебно-исполнительных органов в
еврейском народе существовали всегда, со времен Исхода из Египта. Во времена
Второго Храма он носил эллинизированное название Синедрион (Санедрин),
незадолго до этого - Великое Собрание, а еще раньше назывался просто Суд (а его
глава, соответственно - Судья). В некоторые периоды Верховный суд сочетал в
себе законодательную, исполнительную и судебную власть, в другие периоды
делегировал часть этих полномочий царю, полководцу или пророку.
Так вот: проблемы и катастрофы в еврейском народе
происходили не тогда, когда Верховный суд сосредотачивал в своих руках слишком
много власти, а тогда, когда он переставал быть на страже общественной
справедливости.
Например, когда в конце
эпохи Первого Храма царь Йеояким нанял рабочих для строительства своего дворца
и отказался платить им за работу, а при царе Цидкии освобожденных было
еврейских рабов снова закабалили в рабство, и в обоих случаях Верховный суд не
наказал виновных и не предпринял ничего для восстановления справедливости -
пророки сказали, что это переполнило чашу гнева Б-га и стало причиной разушения
еврейского государства и Храма.
А в эпоху Второго Храма
произошла уже упомянутая история с Камцой и Бар Камцой, в которой Санедрин
сначала отказался вмешаться, когда публично оскорбляли человека, потом
отказался примерно наказать провокатора и предателя, результатом чего стала
военная экспансия Рима, разрушение Иерусалима и Храма.
Евреи - народ Закона (Торы), и
справедливый суд - хребет нашей нации. "Сион судом будет искуплен, и
вернувшиеся его - справедливостью" (Ишайя 1:27).
Чему больше удивляться: образцовой нравственной чистоте, умудряющейся существовать в кривом мире, или силе противостоять этому миру, не изменяя себе?
ОтветитьУдалитьhttps://www.youtube.com/watch?v=coNrLje_Yrs&feature=youtu.be&fbclid=IwAR3zoUOO8Oyrtw2iAaY0FvoZWigMhM453uSYM8N2Akw7CTWWf957Is19rDU